Мнение: зачем Афганистану нужен китайско-пакистанский экономический коридор

Трехстороннее сотрудничество между Афганистаном, Китаем и Пакистаном будет выгодным всем трем странам

Китайско-пакистанский экономический коридор (CPEC), как ожидается, изменит всю ситуацию в Южной Азии. Китайско-пакистанский экономический коридор как часть более масштабных китайских экономических проектов – это проект инфраструктурного развития стоимостью 54 миллиарда долларов. Предполагается, что он соединит китайский Синьцзян-Уйгурский автономный район с пакистанским портом Гвадар. Естественно, что такими масштабными инвестициями в инфраструктуру CPEC привлек внимание и других стран региона. С октября 2016 года Афганистан активно выражает желание присоединиться к нему, и даже делал по этому поводу заявления по официальным каналам. К примеру, афганский посол в Пакистане Омар Захилвал подчеркивал заинтересованность его страны в присоединении к CPEC. Он подчеркивал, что проекты развития таких масштабов будет полезен не только для Пакистана, но и для всего региона.

Если все сделать так, как нужно, то Китай и Пакистан тоже выиграют от присоединения Афганистана к CPEC.

Китай уже давно проявлял интерес к афганским запасам природных ресурсов, но ситуация с безопасностью в стране препятствовала росту инвестиций. Пакистан выиграет, если получит более легкий доступ к Центральной Азии через Афганистан, а также определенное облегчение своей экономике, если в Афганистан вернутся беженцы, когда ситуация с безопасностью стабилизируется.

Афганистан, который не имеет выхода к морю, где продолжается война и процветает терроризм, отчаянно нуждается в развитии инфраструктуры и стимулировании своей экономики через доступ китайских инвесторов. Таким образом, как представляется, трехстороннее сотрудничество и включение Афганистана в CPEC может быть выгодно всем сторонам.

Ситуация с безопасностью в Афганистане постепенно ухудшалась с 2014 года, когда основная часть международного воинского контингента из страны ушла. Возрождение талибов, совпавшее по времени с выводом войск, привело к нескольким масштабным терактам по всей страны. И хотя точные цифры пока не известны, поскольку Афганистану еще только предстоит получить официальное приглашение присоединиться к CPEC, но подключение к проекту может принести определенные выгоды.

Во-первых, CPEC повлечет за собой индустриализацию и инвестиции в Пакистан, и эффект отчасти скажется и на соседнем Афганистане. На самом деле, Пакистан уже ведет дорожное строительство и строит несколько дорог для улучшения связей между двумя странами. Одна из них – 75-километровая дорога Торкхам-Джелалабад, вторая – Пешавар-Торкхам.

Несмотря на то, что обе эти стройки сталкиваются со значительными трудностями, это все равно шаг вперед к установлению более тесных связей с Пакистаном и, соответственно, это облегчит Афганистану доступ к CPEC. Кроме того, Пакистан уже построил две дороги из Дераисмаилхана в Ангур Аду и Гулам Хан, которые соединили Пакистан с афганскими провинциями Пактика и Хост соответственно. Эти дороги позволят афганским бизнесменам и инвесторам получить доступ к крупным потребительским рынкам в Южной Азии, что приведет таким образом к росту объемов афганского экспорта и к сокращению цен на импорт.

Во-вторых, став частью CPEC Афганистан получит возможность стабилизировать собственную экономику путем расширения торговли.

В 2015 году более 70 процентов общего объема экспорта Афганистана шли в Пакистан и Индию. Основными статьями экспорта были ковры, сухофрукты, лекарственные растения, но отнюдь не уголь, железная руда и другие природные ресурсы, которыми Афганистан располагает в значительных количествах.

Получение доступа к CPEC и другим региональным проектам даст два результата – во-первых, доступ на рынки Китая, Центральной Азии и частично Европы, с которой объемы торговли сейчас невелики, а во-вторых, шанс на диверсификацию афганского экспорта за счет экспорта угля, железной руды и других полезных ископаемых.

Подробнее см.: ]]>http://thediplomat.com/2017/05/why-afghanistan-should-join-cpec/]]>

19.05.2017